Психологический центр

agency@psygt.com

+7-925-838-26-39

Галины Тимошенко

Другие статьи

«Сильная женщина плачет у окна…»

Галина Тимошенко

Ну, милые дамы, давайте начнем с того, что эту всеми любимую фразу вполне можно считать неправдой. Боюсь, мне придется объясниться: обычно эти строки женщинам, которые орошают слезами подоконники по причине избытка собственной силы, чрезвычайно нравятся.

Я, разумеется, вовсе не считаю, что сильная женщина плакать не может в принципе. Я просто искренне убеждена, что действительно сильная женщина никогда и ни при каких обстоятельствах не будет плакать оттого, что она сильная. Ну не верю я, что собственная сила может быть поводом для огорчения. Не верю, и все тут!

Для начала давайте сообразим, кто в повседневном обиходе зовется сильной женщиной. Обычно это – успешная дама, по большей части хозяйка собственного бизнеса или уж, во всяком случае, руководитель достаточно высокого ранга. Она легко со своими лидерскими обязанностями справляется, при этом вполне успевает отдыхать, где хочет, выглядеть в самый раз для первой страницы любого гламурного журнала. У нее вообще все – высший класс. И вот именно по этим причинам она зовется сильная. И, видимо, именно по этим же причинам она периодически плачет у окна.

Вполне возможно, что у кого-то из читателей и читательниц имеется совершенно иной образ сильной женщины. Если этот – принципиально другой – образ не предполагает обязательных страданий по поводу собственной избыточной силы, то весь дальнейший текст таких читателей нисколько не заинтересует. А если образ - другой, но все равно изнемогающий под бременем своего всемогущества, то прочитать продолжение, может, и не повредит…

Иными словами, я решительно не готова считать сильной женщиной ту самую – успешную, которой все удается, но которая почему-то от этого страдает. Тогда кого же можно все-таки сильной женщиной считать?

Для начала нам все-таки придется выяснить, что же такое сила. В конце концов, ни из чего не следует, что у женщин сила какая-то особая, отличная от мужской. Может, конечно, это и так, но это ведь опять-таки зависит от понимания силы.

Итак, предлагаю силой считать ровно то же самое, что считается силой в физике: векторную величину, являющуюся мерой взаимодействия материальных систем. Не пугайтесь раньше времени, все это можно без особого труда перевести на понятный язык. Речь ведь идет всего-навсего о двух вещах. Во-первых, сила обязательно на что-то направлена, раз уж она - величина векторная. А во-вторых, сила на то и сила, что она на что-то в окружающем нас мире воздействует.

Соответственно, если мы говорим о силе в каком-то особом психологическом понимании, то получается, что сила – это способность воздействовать на окружающий мир, причем желательно воздействовать именно в том направлении, в каком хочет сам обладатель силы.

Вот тут и возникает вопрос: если я – сильная женщина, то есть способна добиваться того, чего я действительно всей душой хочу, то от чего мне плакать-то?! И ответы мне приходят в голову довольно простые: либо я делаю не то, чего я на самом деле хочу, либо я делаю это посредством таких нечеловеческих усилий, что перед ними меркнет весь выигрыш от сделанного, сколь велик бы он ни был.

Разберемся сначала с первым ответом. Вот подумайте сами: если человек делает не то, что он сам хочет, то почему он все-таки это делает? Вариантов опять-таки немного: либо от него этого хочет кто-то другой, либо его к этому вынуждают обстоятельства. Ну и что здесь про силу, скажите на милость, если эта пресловутая сильная женщина не в силах противостоять мнению окружающих или каким-то обстоятельствам?

Вторая возможная причина для слез: мучается человек оттого, что, хоть и делает то, чего сам истово желает, но стоит ему это так дорого, что никакой радости не приносит, одни сплошные страдания. Тут возникают тоже довольно неприятные подозрения – правда, на сей раз об умственных способностях такого страдальца. Ведь получается, что он либо он средства выбирает решительно неадекватные (что, согласитесь, о большом уме никак не свидетельствует), либо он вообще не считает нужным сопоставлять цену достижения желаемого с выигрышем от обладания этим желаемым (что тоже довольно явственно намекает на некоторую интеллектуальную недостаточность). И опять вопрос: если человек не страдает умственной полноценностью, можно ли считать его сильным?

Как-то жестко получается, вы не находите? Хотя, если сказать правду, я-то как раз не нахожу. Просто мне кажется, что мы слишком щедро раздаем звание сильной женщины – исключительно по признаку ярко выраженной успешности. И еще мне кажется, что по-настоящему сильные люди встречаются очень редко – точно так же редко, как талантливые писатели, врачи или математики. Кстати, заметьте: успешных женщин сильными куда чаще назначают другие женщины, а вовсе не мужчины. Мужчины с подобными номинациями соглашаются много реже. С чего бы это, как вы думаете?

И, наконец, еще один вполне традиционный миф: сила женщины – в ее слабости. Вроде бы такое представление, если задуматься, очень точно укладывается в то самое физическое понимание силы: ведь добиться от мужчины желаемого, прикинувшись слабой и беспомощной, весьма нетрудно. Мужчина сразу начинает себе на этом фоне казаться героем и, чтобы укрепить в себе это самоощущение, принимается сворачивать горы. Но заметьте: ПРИКИНУВШИСЬ! Потому что если речь идет об истинной неспособности делать что бы то ни было практическое, то что будет делать такая слабая женщина, если ни одного мужчины рядом не окажется? Будет маяться, потому что так и не сможет получить то, чего хочет? Опять-таки получается совсем даже не про силу, правда?

Но ведь если женщине приходится именно прикидываться слабой, то это автоматически означает, что на самом-то деле она сильная. Сильная в том смысле, что вполне способна сделать для себя все, чего захочет - причем не просто сделать, а сделать таким способом, чтобы все потраченные усилия ни в коем случае не превышали выигрыша от получения желаемого! Кстати, вышеописанная эффективная манипуляция мужчиной – тоже сего лишь один из способов действия такой женщины.

Я так и слышу торжествующее возражение: в том-то и дело, что сильная женщина все это может, просто ей при этом отчаянно хочется, чтобы все это для нее делал кто-то другой! И мне сразу вспоминается очаровательный старый мультфильм «Вовка в тридевятом царстве»: «А пирожные вы тоже за меня есть будете?» - «А как же!». Вы сами подумайте: ведь делать то, чего я по-настоящему хочу – это же такое несказанное удовольствие! Зачем же мне мечтать о том, чтобы кто-то это сделал за меня – и, соответственно, вместо меня это удовольствие получил?! Но это, конечно, только в том случае, если я делаю действительно то, чего на самом деле хочу…