Психологический центр

agency@psygt.com

+7-925-838-26-39

Галины Тимошенко

Другие статьи

Догнать и причинить добро

Галина Тимошенко

Казалось бы, бесконечно далеки от нас советские годы с их преобладанием общественного над личным и необходимостью приносить пользу обществу… Сорок лет нас еще, конечно, по пустыне не водили, но целое поколение выросло, не ведая ни о том, что народ и партия едины, ни о том, что советский человек обязан соблюдать моральный кодекс строителя коммунизма. Пора бы уже что-нибудь новенькое в морально-нравственном плане придумать…

Ан нет. Идеи альтруизма живут и процветают. То есть вроде бы все выучили фразы «Я никому ничего не должен» и «Это твои проблемы» - только это ни к чему не приводит. Во всяком случае, не приводит ни к чему толковому. Люди по-прежнему используют слово «эгоист» преимущественно в ругательном ключе, а в близких отношениях уповают исключительно на альтруизм.

Я люблю – тем более и работа моя к этому располагает – спрашивать у людей, что они подразумевают под тем или иным словом. Такие экзотические ответы порой можно получить…

Например, ответ на вопрос «что такое любовь?» примерно в одном случае из пяти содержит слово «самопожертвование». Сразу возникает следующий вопрос: «А самопожертвование – это что такое?». Нет, в случае угрозы жизни все, конечно, понятно. Но тогда, получается, пока я не отдам свою жизнь за любимого, моя любовь к нему под большущим вопросом. Или речь идет о готовности к самопожертвованию? Ну, тогда, разумеется, все проще: я, например, готова к самопожертвованию во имя чего угодно и кого угодно. Это ж когда еще случай представится – если вообще случится кого-нибудь своей грудью защищать. Но в принципе - я готова. Поставим мне памятник как воплощению неизбывной и безмерной любви к человечеству?

Довольно быстро в подобных разговорах выясняется, что самопожертвованием называются совсем не такие крайности. Просто если женщина осела дома в качестве домохозяйки – это с ее стороны уже самопожертвование: она же отказалась от собственного призвания быть кем-то другим! Дальше – больше: любая забота о любимом оказывается тем самым пресловутым самопожертвованием…

Давайте на минуточку вспомним, кому и во имя чего приносились жертвы. Было это давненько, еще в языческие времена, и была тогда жертва своего рода авансовым платежом – без всяких, впрочем, гарантий получить заранее оплаченный товар. Причем жертва приносилась богу явно не слишком милосердному: даже получив в качестве жертвоприношения стадо буйволов или сотню юных красавиц, бог вполне мог и не расщедриться на долгожданный дождь, удачу в делах или иные запрошенные милости. Бояться такого бога очень легко, а вот любить, согласитесь, потруднее будет.

А если вспомнить более близкий нам хронологически смысл слова «жертва», связанный с уголовным кодексом, становится совсем нехорошо. Что ж это за любимый такой, который благосклонно соглашается этакие жертвы принимать?! Хотя, правду сказать, обычно в таких случаях любимый и не подозревает, что он, оказывается, бог-изверг. Это та, которая любит, почему-то решила свои действия самопожертвованием назначить.

Другой вариант ответа на вопрос о том, что такое любовь: «Это такое отношение к человеку, при котором делаешь для него все, что в твоих силах». На первый взгляд, этот вариант будет поздоровее предыдущего – но только на первый взгляд. Потому что уже при втором взгляде выясняется: при этом  подразумевается, что он, в свою очередь, должен делать то же самое. И вот я никак не пойму, зачем нужна такая сложная конструкция: один человек вполне в состоянии делать для себя все сам, но не делает, потому что это «все» делает для него другой человек, который зато ничего не делает для себя, потому что первый занят исключительно деланием этого за него… А все почему? Альтруизм, знаете ли, одолевает.

Тут еще классик русской литературы Ф.М.Достоевский нам всем большого поросенка подложил: оказывается, разумный эгоизм состоит в том, чтобы быть счастливым только тогда, когда все человечество вдруг разом осчастливеет. А до того момента – и думать не моги: а как же голодающие в Африке, брошенные дети в детских домах и умирающие от рака?!

Вы чувствуете, как все больше и больше внутри вас закипает возмущение моим жестокосердием? Ну в самом деле, разве это не есть великая человеческая добродетель – сострадание? И разве не грех так издеваться над любовью к ближнему?

Над любовью к ближнему – наверно, грех. Точно не знаю, потому как духовного сана не имею. Но, наверное, и правда грех. Только я не про любовь к ближнему, а про альтруизм. Тот самый альтруизм, который мы почему-то привыкли противопоставлять эгоизму. Только эгоист-то, как известно – это человек, который думает о себе, вместо того, чтобы думать обо мне. Или можно по-другому: эгоист – это человек, для которого самое главное в жизни – его собственные желания, но при этом он понимает, что для всех прочих самое главное – их желания. А тот, кто полагает, что его желания – самое главное в жизни и для него, и для всех окружающих, тот совсем даже не эгоист, а эгоцентрист. Есть разница?

Хорошо, а альтруист-то тогда – это что? Человек, для которого самое главное в жизни – желания какого-то другого человека? А какого именно? Любого? Или все-таки имеются какие-то предпочтения? А если эти предпочтения все-таки есть, то разве они не связаны с какими-то вполне конкретными симпатиями? А если они с этими симпатиями связаны, то почему желание делать что-то для другого человека – альтруизм?! Великий мыслитель Лабрюйер говорил: «Самое изысканное удовольствие состоит в том, чтобы доставлять удовольствие другим».  А если я доставляю себе это самое изысканное удовольствие, доставляя удовольствие другим – то почему я не самый что ни на есть настоящий эгоист?

Но тогда возникает еще один вопрос: а если я таким образом доставляю удовольствие себе самой, то зачем мне объявлять все это альтруизмом? И вот тут мы подходим к самому интересному. Если я что-то делаю исключительно для самой себя, любимой, то и благодарить, и чувствовать себя обязанной себе могу только я сама. А вот когда я всем пожертвовала ради любимого, и живу-то я только ради него, и уж конечно его желания для меня в миллион раз важнее моих собственных, и все это – исключительно по причине моего неуемного альтруизма и душевной доброты, то тут уже можно рассчитывать на солидные дивиденды. Прибыль можно получать и в виде простой благодарности, и в виде обязанности отплатить тем же, и в виде восхищения моими высокими душевными качествами, и в виде чувства вины по поводу моих нереализованных желаний и загубленной жизни… В общем, перспективы открываются вполне радужные. Да здравствуют бескорыстные альтруисты!