Психологический центр

agency@psygt.com

+7-925-838-26-39

Галины Тимошенко

Другие статьи

От чего отдыхаем-то?!

Галина Тимошенко

Как известно, наше священное право на отдых гарантировано Конституцией, трудовым кодексом и чем-то еще. Точно не знаю, чем еще, но, в общем, гарантировано это право вроде бы как весьма надежно. И мы изо всех сил это свое право используем.

А как же?! Отдыхать-то необходимо, а то ведь и помереть можно на работе.

Только не все в этом нашем священном праве так просто. Вот давайте задумаемся: что нам этот отдых дает?

Да, конечно, мы вкалываем на своей работе: каждый в соответствии с собственными возможностями, требованиями начальства, силой любви к своему делу и прочими обстоятельствами. Устаем за полгода (три месяца, год, три года и так далее – кто как привык) как заяц, неделю бегавший от волка. Потом за свои законные четырнадцать (двадцать четыре, тридцать и так далее – кому как повезет) дней расслабляемся до последней невозможности и к концу отпуска начинаем чувствовать себя так, как будто только вчера родились. И что потом?

А потом те, кому было от чего отдыхать, через неделю забывают, что отпуск вообще был, и чувствуют себя такими же вымотанными, как и до него. Причем теперь все намного хуже, чем раньше: ведь до следующего отпуска как до Луны! И оно им было надо?!

Конечно, остаются приятные воспоминания, но и в них имеется изрядная доля печали: это уже когда было и когда еще будет… И в сухом остатке у нас остается вопрос: так чего же в отпуске больше – плюсов или минусов?

Согласитесь, очень бы не хотелось прийти к выводу, что минусов больше, потому как что же тогда вообще священного останется в нашей многотрудной и суетной жизни?!

Значит, придется разбираться с самого начала. А в начале у нас, естественно, оказывается то, от чего мы, собственно говоря, и отдыхаем в отпуску – наша работа. Ведь, согласитесь, из волшебного, дивного отпуска с желтыми пляжами, синими горами и бирюзовым морем кто-то возвращается к ненавистной работе, опостылевшим сослуживцам и отвратительному начальнику, а кто-то – к любимому делу, по которому успел отчаянно соскучиться на тех самых желтых пляжах и бирюзовых морях… И угадайте с трех раз, кому возвращаться приятнее?

Правда, возникает вопрос: а от чего тогда отдыхают те, кому повезло в жизни заниматься своим любимым делом? Им и деньги-то брать за свою работу – грех. А то, знаете, говорят, кто-то из великих западных магнатов придумал такую систему оплаты труда: человек должен получать за свою работу столько, сколько он производит, минус то удовольствие, которое он получает от работы.

Послушайте, а может, они и не отдыхают вовсе? Или отдыхают – но не от работы? Может, они просто какими-то новыми впечатлениями заряжаются, чтобы их каким-нибудь хитрым способом опять-таки в своей работе использовать? Или это у них такой кайф извращенный – вроде того, чтобы долго-долго мучиться жаждой, зато потом вдоволь чистой водички испить, да из запотевшего стакана, чтобы аж зубы ломило? Отлучить себя на какое-то время от любимой работы, чтобы томиться о ней вдалеке, да чтоб слаще возвращаться было? Или они просто учитывают тот простой факт, что все на свете при повторении несколько меркнет, блекнет и приедается, и не дают себе привыкнуть к любимой работе?

В общем, варианты возможны разные, но общее в них – одно: от любимой работы и не устаешь до смерти – так, чтобы в отпуск изо всех сил рваться, и возвращаться к ней из отпуска куда легче. Только вот беда: где ж на всех любимых работ найти? Ведь не может же быть так, чтобы каждый занимался любимым делом? Большинству приходится просто за хлеб насущный вкалывать…

А, собственно говоря, почему не может? Неужели тем, кто за хлеб насущный, не жалко треть своей жизни тратить на то, что противно – да еще и в отпуск регулярно ездить, чтобы потом по контрасту эта треть жизни еще отвратительнее становилась?! Тогда уж лучше вообще не отдыхать, чтоб потом не было мучительно больно…

Нет, в самом деле, почему у одних есть, высокопарно выражаясь, дело всей жизни, а другим так не повезло? Кому-то был дан дар свыше, а других обделили? Тут ведь, конечно, вопрос чистейшей веры: либо какой-то дар от рождения выдан каждому, просто кто-то его еще не распознал, либо талантливы от природы не все, и остальным приходится довольствоваться как раз той работой, которая ради хлеба насущного. Каждый ведь сам выбирает, во что верить.

Кстати, вовсе не факт, что вера в одаренность каждого существенно облегчает жизнь. Тот, кто и без этой веры знает о своем даре, на эту тему не парится. Страдают по этому поводу обычно все остальные. И если кто-то из этих «остальных» предпочитает верить в то, что каждый какой-то дар от природы получил, то у него образуется только две альтернативы – причем обе весьма печальные. Одна из них – это терзания по поводу того, что он-то своего дара не нашел, поэтому вынужден пробавляться чем Бог послал. Вторая – прямо скажем, ничуть не лучше – постоянные метания по различным работам в поисках той самой единственной, к которой будет радостно возвращаться из отпуска. Так, может, лучше уж верить в то, что, если ты на какое-то любимое дело от рождения запрограммирован, то оно рано или поздно тебя найдет? А если не нашло – значит, нечего и голову ломать, чем тебя природа вознаградила. Придется любить то, что есть.

Думаете, грустная какая-то перспектива получается? Да ничего подобного! Ведь только такие люди по-настоящему свободны в выборе того, чем им заниматься. Потому как ежели уж любимое дело есть, то тебе уже никуда от него не деться. И непонятно только одно: как умудряются те, которые свободны от каких-либо «предназначений», выбирать такую работу, чтобы к ней из отпуска возвращаться было противно?!

А может, все вообще еще проще? Может, умение сладко отдыхать и не грустить по поводу окончания этого самого отдыха и умение выбрать любимую работу как-то между собой связаны? Ведь никто, между прочим, не сказал, что любимой может быть только та работа, для которой тебя природа каким-то особым даром оснастила. Любимая работа – это работа, которую ты любишь. А любить, как известно, надо уметь – как и получать удовольствие от всего что угодно.

Это ведь тоже вопрос веры: любовь – это великая удача, которая кому-то выпадает, а кому-то нет, - или это умение, которому в принципе можно и научиться. И вот кто-то верит, что это удача – и в результате имеет массу страданий по поводу того, что лично ему такая удача не выпала; а кто-то убежден, что любовь – это умение, и изо всех сил старается этому умению научиться.

Вот и получается, что от того, во что веришь, зависит и наличие любимой работы, и умение отдыхать – и умение не жалеть о том, что отдых закончился…