Психологический центр

agency@psygt.com

+7-925-838-26-39

Галины Тимошенко

Другие статьи

Судьба, прошу, не пожалей добра…

Судьба, прошу, не пожалей добра…

Галина Тимошенко

«Если мы сердимся, что судьба к нам несправедлива настолько, что не способна оценить все наши немереные достоинства и воздать нам по заслугам, то каких щедрот можно ждать от такой глухой, слепой и глупой судьбы-индейки?!»

Странные у нас все-таки взаимоотношения с судьбой. То мы просим у нее чуда, то сетуем на то, что она к нам не так благосклонна, как нам бы хотелось… Причем и то, и другое ужасно нелогично.

Судите сами: если мы сердимся, что судьба к нам несправедлива настолько, что не способна оценить все наши немереные достоинства и воздать нам по заслугам, то каких щедрот можно ждать от такой глухой, слепой и глупой судьбы-индейки?! А если мы все-таки этих щедрот ждем, то, значит, предполагаем, что она умна и всемогуща. Но коли так, то почему бы не допустить, что она именно потому нас чудесами и не балует, что знает: не в состоянии мы этими чудесами грамотно распорядиться. Ведь даже котят хозяева норовят в хорошие руки отдать, а не абы в какие - что уж тут о чудесах говорить?! Какие мы, такие и чудеса.

Кстати, и наш великий и мудрый язык о том же говорит. От какого слова происходит слово «судьба»? Правильно, от слова «суд». Кто-то там наверху взвесил все аргументы за и против наших достоинств и свое решение вынес. Рассудил, одним словом.

Грустная какая-то картинка получается. Совсем не новогодняя и уж тем более не рождественская.

Но это только на первый взгляд. Потому как я рискну заявить, что подножек и ударов судьбы не бывает. Есть только подарки. Просто когда мы понимаем, как этим подарком пользоваться, то признаем: и вправду судьба нас одарила. А когда не понимаем, то злимся: опять не повезло!

Представьте себе: древнему человеку зачем-то нужно выкопать большую яму – например, чтобы соорудить ловушку для мамонта. А под руками нет ничего подходящего. И начинает он просить своих первобытных богов о помощи. И вдруг – по ошибке или в порыве остроумия – эти боги посылают ему экскаватор. Как вы думаете, сумеет наш бедолага-троглодит понять, что этот экскаватор - самый что ни на есть щедрый дар судьбы? И как долго он будет сетовать на то, что попал в божью немилость?

Хотя… Зря я на древнего человека грешу. Это я просто для примера – чтобы показать, как мы с вами с подарками судьбы частенько обходимся. А древний человек – он-то как раз (в отличие от нас) был наблюдательным и где-то даже мудрым. Ему было слишком страшно жить в его мире, полном опасностей и непонятностей, чтобы он мог позволить себе роскошь пренебрегать самыми малейшими знаками и подсказками судьбы.

Зато мы себе такую роскошь позволяем на каждом шагу. Помните детскую игрушку, в которой нужно маленький шарик провести по сложному лабиринту к цели? Вот шарик катится-катится, он уже почти у цели и вдруг – на тебе! – упирается в одну из стеночек лабиринта. Досадно, правда?

Но ведь то, что шарик в эту стеночку уперся – прямой знак судьбы: не туда катишься, родимый! Тебе левее надо было…

Вот и о нас судьба заботится, от неверных путей изо всех сил пытается уберечь, другие – неожиданные – тропочки показывает, а мы – ни в какую! Нам чем прочнее стена, тем слаще ее лбом пробивать – дескать, вот какой я целеустремленный да несгибаемый!

И плачет судьба там, наверху, потому что знает: у нас только два пути в этом случае. Один – все-таки эту стену пробить и оказаться в положении, которое давно и безрадостно описал великий польский афорист-мыслитель Станислав Ежи Лец: «Ну, допустим, ты пробил головой стену. Что ты будешь делать в соседней камере?». И второй – расшибить-таки себе лоб об эту стену, что само по себе, согласитесь, тоже не слишком приятно.

Вы, наверное, спросите: а как же пресловутая воля к победе? Что ж, при малейшем затруднении сложить лапки и даже не пытаться предпринять хоть какие-то усилия?

Да нет, ничего подобного я в виду вовсе не имела. Просто, извините за банальность, стены не обязательно лбом прошибать. Их можно обходить, перепрыгивать, делать под них подкопы и так далее. Может, если вы свою стену решите обойти, то сил в сто раз меньше потратите. Или вообще, посмотрев из-за ее угла на свою цель с нового ракурса, поймете, что не слишком-то она вам и нужна. Или там, под землей, в свежевырытом подкопе полезные ископаемые обнаружите. Или летать научитесь, прыжки с шестом освоите, веревочные лестницы станете плести…

Словом, самим наличием стены судьба говорит нам: пути нет именно ЗДЕСЬ. Это и есть проявление ее заботы о нас. Мы, конечно, можем этой заботой пренебречь. Только тогда вступит в действие еще один железный принцип: судьба бьет нас в лоб тогда, когда мы не услышали ее многочисленных подталкиваний в спину. И не надо потом говорить о несправедливости судьбы. Она нас предупреждала. В конце концов, если мы решили все-таки не обратить внимания на знак «Стой! Проход запрещен», то грех обижаться на часового, который может и выстрелить…

Вот что мы обычно делаем за пять минут до наступления Нового года? Правильно, старый год провожаем и благодарим за все хорошее. Конечно, и то хлеб, что хоть благодарим – но почему только за хорошее?! Нет чтобы все грабли вспомнить, на которые наступили, все возможности, которые не использовали, все знакомства, которые не продолжили… Это же все – богатство неисчислимое! Это – подарки судьбы, которые мы, даже не развернув, на дальнюю полку отложили, и они там лежат, пылью покрываются… А может, без них нам в новом году и делать-то нечего?

Понятно, что законченные атеисты и отъявленные материалисты все это до конца не дочитали. А всем остальным предлагаю задуматься над одной простой вещью: стоило ли Богу, Судьбе, высшим силам, природе, року – выбирайте, кому что нравится – прилагать столько сил, чтобы нас с вами создать, чтобы потом они нам жизнь осложняли и посылали удары с подножками? Если уж мы ухитряемся выживать, несмотря на всю нашу глупость, слабость и самонадеянность, значит, там, наверху, кто-то нас изо всех сил бережет, охраняет и жить помогает. Знаки расставляет, соломку подстилает, подарки дарит… А то, как я смогу подарком распорядиться, характеризует, согласитесь, отнюдь не дарителя, а исключительно меня саму.

Словом, были бы глаза, чтобы увидеть, разум, чтобы понять, да руки, чтобы распорядиться… Впрочем, и этим судьба нас еще при рождении одарила – может, вообще, с нашей стороны нахальство еще о чем-то просить?