Психологический центр

agency@psygt.com

+7-925-838-26-39

Галины Тимошенко

Другие статьи

«Я ушел в свою обиду и сказал, что я не выйду…»

Галина Тимошенко

Милое детское стихотворение, не правда ли? Так и встает перед глазами очаровательный карапуз с надутыми, как вареники, губами и взглядом исподлобья…

Конечно же, взрослые обижаются совсем не так, правда?

А с чего, кстати, вы решили, что взрослые могут обижаться? Я, конечно, имею в виду людей, взрослых не по паспорту, а по сути. То есть если человек на кого-то или на что-то обижается, то он НЕ ВЗРОСЛЫЙ по определению. Вас это удивляет? Тогда давайте попробуем выяснить, что же это за чувство такое – обида.

Всем известно, что чувство это весьма мучительное, длительное и не приводящее обычно ни к чему. В лучшем случае обида просто затухает со временем и перестает причинять слишком уж острые страдания. В худшем – тлеет годами и десятилетиями, заставляя вести про себя томительные диалоги с обидчиком, в которых вы неизменно благородны, несчастны и неоспоримо доказываете правомерность собственной обиды. Порой такие внутренние диалоги продолжаются даже тогда, когда обидчика уже и на свете нет – но обида-то осталась!

И зачем же тогда мы умудряемся до седых волос периодически оказываться в положении надутого малыша? Как получается, что мы назначаем себя обиженными, кого-то обидчиком, а какие-то слова – обидными? Или вы и вправду думаете, что есть на свете действительно обидные слова и поступки?

У меня есть одна знакомая семья, где муж называет жену крысой, и та просто млеет от такого ласкового обращения. Вот интересно, почему она не обижается? И почему редкого мужчину обидит услышанное от женщины «зайчик мой»? Хотя, если быть честными, то говорит ему при этом женщина, что он слабенький, трусливый и не очень умный зверек. А вот не обижается мужчина, и все тут! И вряд ли Николай Валуев обидится, если сказать ему, что он - слабак. И дети почему-то в пять лет обижаются на обращение «малыш», а в пятнадцать уже нет. Странно, вы не находите?

Хотя, наверное, если мужчина в своей смелости, силе или уме не очень-то и уверен, то возможно, он на «зайчика» и обидится. И если подросток себя в пятнадцать лет достаточно взрослым не ощущает и не верит в то, что родители его таковым считают, - то он тоже, вероятно, против обращения «малыш» будет протестовать.

Так что же – получается, мы обижаемся только тогда, когда нам о нас говорят то, что мы и сами знаем, но изо всех сил хотим скрыть это от окружающих – а порой и от самих себя? И тогда выходит, что никто нас и не обижает совсем – просто говорит чистую правду… А уже из этого совершенно естественно вытекает предельно простой способ никогда не обижаться: знать о себе правду и спокойно относиться к тому, что окружающие тоже вполне могут эту правду знать. Они же не глупее нас, в конце-то концов! Они тоже способны, внимательно наблюдая за нами, понять, в чем мы слабы, какие наши достоинства – мнимые. Не хотите, чтобы вас обижали? Ликвидируйте те свои качества, которые вам иметь не хочется, и все тут! Если их не будет – кто ж их заметит-то?!

А если кто-то все-таки решит вас чем-то задеть и скажет нечто, к вам никакого отношения не имеющее – так тут и вовсе ничего обидного нет. Представляете себе человека, который решил обидеть Майкла Джордана сообщением, что тот росточком не вышел? Пожмет своими мощными плечами Джордан, сделает вывод об интеллектуальном уровне «обидчика» (или о его зрении) и дальше пойдет. Чего обижаться-то?

Ну хорошо, допустим, обидной может быть только чистая правда о нас. Да еще такая правда, которую мы признавать не хотим. Предположим, знаем мы все свои слабые места. Но зачем обидчику об этой правде вслух говорить? Если уж он знает, что нас это задевает? Мог бы, между прочим, и промолчать!

Стоп. Но ведь и мы могли бы не обижаться, а, например, злиться – ну, если уж нам и вправду сказали что-то, на наш взгляд, недопустимое. Почему же мы предпочитаем не злиться, а именно обижаться – то есть всем своим видом демонстрировать, что с нами поступили отвратительно и теперь необходимо незамедлительно начать это заглаживать, просить прощения и компенсировать моральный ущерб? Почему просто не разозлиться - то есть не совершить какие-то конкретные практические действия, призванные поставить другого на место, выразить ему наше отношение к сказанному (или сделанному), причинить ему ответное зло, наконец?

И снова ответ прост. Помните довольно старую песню «Ах, какая женщина! Мне б такую…»? Слова внимательно слушали? Вы думаете, что это мысли человека, который глядит издали на прекрасную даму и тоскует об отсутствии такой же в его жизни? Так вот ничего подобного! Этот человек на самом деле с этой прекрасной дамой танцует! И ей на ухо эти потрясающие слова и произносит!

Ничего не скажешь, здорово устроился! Если сказать даме, что он хочет лично ее, то последствия могут быть самыми разнообразными – в лицо засмеется, пощечину даст, а то еще и с ее спутником или со спутниками разборки случатся… А при таком осторожном тексте… Если вдруг что-то обломится – прекрасно! Ну, а если нет, то у такого смелого кавалера всегда есть оправдание: он же ничего конкретного в виду не имел, никакую реальную даму ничем не задевал…

Правда, очень похоже на ситуацию с нашими обидами? Если кто-то говорит нам что-то, что мы почему-то сочли оскорбительным, и мы в ответ разозлились и даже позволили себе это честно и прямо проявить – нам опять же с последствиями придется что-то делать! Могут и еще что-то сказать – да и не только сказать… А так губки надули, взгляд обиженный отвели – пусть обидчик сам разбирается. Если заметит, виноватым себя почувствует, вину кинется заглаживать – отлично. А не заметит – у нас будет прекрасный повод страдать от благородной обиды и чувствовать себя морально выше обидчика. Разве плохо? Проиграть, выходит, вообще невозможно! Исключительно выигрышная позиция!

Подведем итоги? Вывод первый: ничего обидного в природе не существует. Просто обидеться нам оказывается проще и выгоднее, чем признать неприятную правду. Вывод второй: обидеться намного безопаснее, чем разозлиться. Правда, ровно настолько же и мучительнее. Так что выбор за вами. Будем продолжать обижаться?